Лекции в
35мм всегда производят на меня странное, хотя и потрясающее, действие. В них всегда есть какой-то кусок информации, который всецело может поменять моё представление о чём-то. Порой создаётся ощущение, что мой взгляд на мир меняется каждый вторник.
читать дальшеЧто, конечно же, весьма тревожно, но ещё тревожней было бы, если бы вообще не менялся.Лекцию читал
Сергей Мац, который преподаёт в РГГУ и чья фамилия звучала относительно знакомо, но на университетские лекции мне в своё время попасть не пришлось. А теперь оказывается, что в пятницу вечерникам он читает аж
гендерную психологию! Вот прямо количество зависимостей растёт на глазах. Я не смогу спокойно оставаться в стороне и ехать после работы домой, зная, что где-то будет это прекрасное существо, читающее лекции, в названии которых есть слово гендер.
Кратко по фактам. Началось с рассказа о замечательном
законе Йеркса-Додсона об уровне оптимальной мотивации. Тесты Йеркс проводил сначала на мышах, потом на приматах, а потом уже и на людях. Все тесты последовательно показывают, что слабо-мотивированный человек, так же как и сильно-мотивированный человек, решают задачу медленнее. Под "задачей" можно понимать, в принципе, что угодно. Таким образом у нас есть U-образная линия, где оптимальный уровень мотивации будет ровно посередине. Собственно, в качестве слайда висела именно следующая, только переведённая на русский, схема:
читать дальше
Словосочетание mental arousal вызывает у меня слабый mental arousal. Рекурсивное словосочетание, одним словом. Очень рекурсивное.
Потом речь шла о товарище по имени Джон Лилли, психоаналитик и нейробиолог. Немного порассказывал про камеру сенсорной депривации, которая - и это меня поразило до глубины всей моей ЦНС! - есть даже в Москве! То есть можно вот так взять и пойти позаниматься флоатингом. Ничего не слышать, ничего не видеть, ничего не чувствовать. В процессе, кстати, будут непродолжительные зрительные и слуховые галлюцинации, но потом они пройдут, и человек войдёт в состояние, которое называется интро (или же "Внутреннее своё", в котором чувствуется какой-то сектанский подтекст, а на самом деле ничего такого), антоним состояния экстра - в котором находитесь вы сейчас, читая эти строчки. Лилли, кстати, водил дружбу с такими небезызвестными персонажами как Ричард Файнман и Альберт Хофманн. Ещё Джон Лилли всю жизнь надирался кетамином, при этом умер в 86 лет где-то на Гавайях.
Вкратце взаимоотношения между экстра (стандартное состояние средней оживлённости) и интро (потеря полного контроля над реальностью, полное погружение в себя) можно описать через две дорожки. Одна из них по угнетающей прямой (экстра - плавающее сознание - мерцающее сознание - интро) или по возбуждающей прямой (экстра - "творчество", БДГ-фаза - тревога - шизоидное состояние - кататония - интро). Следующая картинка зыбко это отражает, хотя в ней намешана какая-то йогическая чушь.
Вот здесь есть подробно и на быстрый взгляд вменяемо.
Пока что к зависимостям это имеет весьма стороннее отношение. Там есть некое очевидное связующее звено, которое ко мне сейчас не приходит. Поэтому внезапно речь пойдёт о зависимостях.
Мне понравилось, когда лектор упомянул зависимость от дружбы, зависимость от людей, зависимость от... то есть от всего вообще. От жизни. Сами зависимости делятся на те, которые мешают жить, и на те, которые временами даже помогают. Собственно, зависимостями мы грубо называет именно те, которые мешают, потому что остальные могут быть даже незаметны. Ко-зависимость тоже интересный феномен (это когда, например, муж пьёт и бьёт жену, а жена жалуется на него, но уйти от него не может).
Понравилось про "натуральный алкоголь" в крови, наличие которого определяет человека как жизнерадостного или хмуро-депрессивного. Так и не понялось мне, имел ли он в виду уровень серотонина или чего-то ещё такого, но это детали. Предрасположенность к алкоголизму и зона риска как раз и выходит из того, что человеку с низким содержанием натурального алкоголя в крови сложно держать себя в руках, когда он вдруг обнаруживает, что можно добавить в себя алкоголя искусственного.
Ещё прозвучала потрясающая фраза. "Счастье - это деградация." У меня подобная мысль была уже давно, только звучала с другого конца, дескать, чем больше у человека в жизни несчастья и сложностей, тем быстрее он развивается. Услышать такое краткое изложение своей собственной мысли было прямо-таки восторгом. Mental arousal, да. Раньше мне рисовалась упрощённая картинка: глупость+счастье или ум+несчастье. Слово "деградация" придаёт концепту солидность, тем не менее.
Зависимости с эмпирической точки зрения, то есть с моей.
Сначала об отсутствии оных. Я не курю, не употребляю алкоголь (я ни разу не была в пьяном состоянии, и что это такое представляю только описательно), не употребляю таблетки (впрочем, не совсем правда, иногда действие обыкновенного цитрамона настолько всеобъемлюще, что становится даже лучше, чем ожидал; ещё могу злоупотреблять бальзамом звёздочка - те, кому знаком его эффект, меня сейчас поймут). Довольно слабая зависимость от общества и людей. Нет зависимости от игр, от казино, от любой более-менее азартной шаурмы (в детстве я играла в лото на деньги, правда, копейками; наверно, это как-то повлияло в лучшую сторону). Нет зависимости от одежды и всяких внешних примочек. Ах да, это называется шоппинг. Так вот я его терпеть не могу. Зависимости тратить деньги тоже нет, я не люблю новые вещи, не люблю электронику, не люблю дорогую ерунду. Ну и всякое такое по мелочи.
Те, которые есть. Еда. Это вечная, болезненная тема. Моё отношение с продуктами нейтральным назвать точно нельзя. У меня появляется тревожность, даже когда я просто ем что-то. Капусту даже. Я даже огурцы не могу нейтрально есть. У этой зависимости есть начало, но когда это случилось, я не помню. Возможно, общество и внешние стандарты наложили свои директивы. Возможно, что-то ещё. Я никогда не была толстой, и проблема с весом в данном случае вообще второстепенная. Дело вообще не в этом. Дело в самой еде. Я очень редко ем, когда действительно мне нужно есть. (На самом деле, люди вообще редко едят, когда хотят есть. Обычно едят для удовольствия, для социализации, для наказания, для утешения и прочей ерунды.) У меня эта редкость доходит до тревожных границ. Я могу спокойно не есть весь день. Это уже было испробовано и прочувствовано. Весь день просто пить воду и кефир. Кефир я не люблю, но пью его ужасающе часто, потому что его мерзкий привкус отбивает всякий голод или иллюзию такового. Если не есть весь день, организм уходит в over-drive. По крайней мере, мой. Уже через 20-30 пустых часов начинается дёрганный кайф. Мне сразу кажется (или же оно так и есть), что я думаю в два раза быстрее, что я понимаю в два раза лучше, что я могу сделать что-то в два раза быстрее - и так далее. Еда вообще тормозит мозг. Но есть приходится. И вот тут болото сложностей. Самое сложное - это, начав есть, остановиться и перестать есть. Неважно, вкусно или нет. Неважно, шоколадка или огурцы. Момент остановки еды - вся суть в нём. Разумеется, люди часто едят автоматически - перед кино, за компанию, чтобы руки занять, чтобы рот занять и так далее. Эта частотность поедания съестного просто потому, что скучно или нечего делать, опять же доходит у меня до тревожных границ. Если я чем-то занимаюсь, я про еду вообще не помню. Потому что у меня есть другая зависимость, которая успешно справляется с пищевой.
Информация. Если я остаюсь без новой информации на протяжении долгого времени, это становится чуть ли не физически болезненно. Эта зависимость тоже когда-то началась, но я понятия не имею когда. Теперь у меня время от время зудящая потребность узнать что-то новое. Это какое-то любопытство в квадратной степени или даже в кубе. Потребность слышать новую информацию, потребность даже её записывать (уж сколько блокнотиков "фактов" у меня было - не счесть). Можно даже сказать, что на фоне информационной зависимости у меня есть фобия забыть информацию. Я терпеть не могу что-либо забывать. Обычно я помню местоположение любой вещи, если лично я её куда-то положила. Если я что-то теряю, я обычно точно знаю, как и где это произошло. Терпеть не могу забывать слово на каком-либо языка. А так как их целых три, то эта чума поражает меня с завидной частотой. Эта зависимость, в отличие от предыдущей, мне всё-таки нравится, мне с ней хорошо, проблем она не приносит. Если бы зависимость от еды можно было "убрать" ценой зависимости от информации я бы ни за что не согласилась. Поэтому она, видимо, будет сильнее.
Наверняка есть что-то ещё, что мне не приходит в голову. Это скорее всего такие же положительные зависимости, которые не причиняют мне неудобства.
На лекции было гораздо больше интересных фактов, чем перечислено в данном крике ЦНС, но моя зависимость ото сна постепенно набирает обороты, поэтому остановиться придётся где-то здесь.
Наш сегодняшний друг